Большинство из нас слышали истории о различиях стрелков из малокалиберных и высокомощных винтовок; вот правдивая история, иллюстрирующая одно из этих различий.
Была ранняя осень 1962 года, в Кэмп-Рипли, расположенном в самом центре штата Миннесота, на стрельбище длиной в 1000 метров проходил матч по стрельбе из высокоточных винтовок. У меня была винтовка Springfield ‘03-A3 с оригинальным стволом с двумя канавками и ложем Herter’s (помните эту фирмы, Herter’s?), из которой я стрелял только на дистанции 200 метров патронами, снаряженными с помощью друга, с зарядом 11 грамм пороха Sierra.
Когда подошла моя очередь, я принял положение для стрельбы лёжа и установил на целике предполагаемую поправку. Выстрелил. Ничего. «Мимо!», объявили мой результат. Мои результаты подсчитывал Боб Слоан, профессор геологии Университета Миннесоты и один из действительно хороших снайперов (обеих полов), появлявшихся в Миннесоте за все годы.
Я был выпускником-химиком в том же университете и полагал, что с профессором Слоаном лучше поладить, ведь никогда не знаешь, кто будет в комиссии на устном экзамене. А геолог на устном экзамене по химии мог стать большой проблемой. Моя мишень появилась с красными флажками, указывающими на промах.
Еще один выстрел. Промах. Красные флажки. И так несколько раз. В конце концов, профессор Слоан, хороший человек, учитель, Дай ему бог здоровья, сказал: «Давай посмотрим, может быть, я помогу тебе попасть по мишени».
«Спасибо, сэр», ответил я сдавленным голосом, обычное дело, когда разговариваешь лёжа.
«Итак, какая у тебя поправка на дистанцию в 200 метров?», спросил профессор. Сомнения. Неуверенность. «Поправка?», в конце концов прошептал я. Челюсти профессора сжались, и рот превратился в тонкую полоску. Спокойно, хоть и сквозь сжатые зубы, он сказал «ты стрелок из малокалиберной винтовки, не так ли?»
«Как вы догадались?».
Профессор Слоан подвёл итог: «У нас проблема. У нас стрелок из малокалиберной винтовки, который не знает свою поправку!» Я сделал ещё несколько промахов, и абсурдность ситуации стала видна уже и мне. Тяжёло стрелять, когда ты смеешься.
И вот в чём дело: стрелки из малокалиберной винтовки не знают своих поправок, а стрелки из высокомощных – знают, должны знать. Они, например, знают, что «на 180 метрах моя поправка 9 минут вверх и полминуты влево от нуля». На моих малокалиберных винтовках я никогда не выставлял у прицела ноль, чтобы зафиксировать пристрелку. И готов поспорить, остальные стрелки из малокалиберной винтовки тоже этого не делали.
И на случай, если профессор Слоан читает это: ещё раз спасибо вам за вашу великодушную (и незабываемую) помощь в тот день в Рипли. Теперь я знаю свою поправку на 180 метров, так же как и на 300, 600, 800, 900 и 1000 метров. В любом случае, их пришлось выучить, для мощной винтовки.
Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.
Комментарии ()