В нашем стрелковом обиходе существуют ружья, принадлежащие общественному объединению - спортивно-стрелковому клубу, например, с конкретным ответственным за их хранение и использование лицом. Назовём их клубными по подобию с категорией «лагерных» ружей (camp-guns) за рубежом. Они не имеют конкретного владельца, используются для решения клубных стрелково-спортивных задач, но коренным образом отличаются от так называемого казённого оружия, отнесённого к категории служебного.
Я много лет пользовался служебными карабинами, следил за их сохранностью, и они ничем не отличались от моих личных карабинов, пребывая в таком же ухоженном виде. Всё их использование заключалось в ношении во время исполнения служебных обязанностей работника охотничьего надзора в угодьях, а также в транспортировании в автомобиле при минимальной стрелковой нагрузке.
Директор по качеству компании Wetherby Роджер Уитчёрч (Roger Whitchurch, справа) лично проверил Neo 12 запредельным для охотничьей практики количеством выстрелов. Теперь эта модель АТА уже много лет успешно продаётся на рынке США под знаменитой американской маркой.
У клубного же ружья судьба совсем иная - оно может стрелять с утра до ночи снарядами различного веса, от облегчённых спортивных 24-28 г, стандартных охотничьих 32-36 г, до 40-42 г «полумагнум» и 46-50 г и более - «магнум», ежедневно использоваться на спортивной тренировке несколькими стрелками подряд с объёмом дневной нагрузки 500-800 выстрелов и более, стрелять на соревнованиях, если необходимо - и двумя стрелками последовательно, вместе с инструктором обслуживать молодых необученных стрелков или гостей клуба, выполнять показные, опытные, призовые и другие стрельбы. Примечательно и то, что такие высокие стрелковые нагрузки ружья выпадают и на самые разные погодные условия, от летней жары до осенних дождей и зимней стужи. Что же касается количественных показателей стрелковых нагрузок -выполненных за определённый временной период выстрелов - чаще встречаются очень примерные числа, а сами записи в журналах делаются не регулярно и далеко не точно. Но и это ещё не все «страдания» клубного ружья - оно почти всегда недоухо-женное, мягко говоря, недообслуженное, не всегда вычищенное и смазанное.
Нет, у клубного ружья судьба незавидная - оно всё должно испытать и вынести, сохранив вложенную в него оружейниками живучесть, служить до отказа или поломки, подремонтироваться и продолжить трудиться до конца и когда-нибудь умереть в забытье. И только некоторые из них удостоятся чести ружья-легенды, «несносимого» ружья и так далее.
Инерционное полуавтоматическое ружьё 12 калибра ATA Arms Neo 12 с синтетической ложей. На этом снимке изображёно более старое, по сравнению с рассматриваемым в статье, ружьё с несколько вариантом декора ствольной коробки и другой формой спусковой скобы. Внутренне устройство модели не менялось.
Эти мысли и подтолкнули меня к поиску такого клубного ружья с более или менее известной родословной и историей жизни, пусть даже краткой. И тогда мне вспомнилось ружьё турецкой компании АТА Армс, модель НЕО 12R, отданное «на службу» в спортивно-стрелковый клуб ПСК «Северянин» более года назад. Оно было передано на стенд в качестве полноправного клубного ружья для эксплуатации по назначению - на тренировочных и соревновательных стрельбах по спортингу и охотничьему многоборью. В сутолоке дел и событий мы о нём забыли и вспомнили только в конце июля, когда срок его эксплуатации составил уже все 15 месяцев.
О ружьях АТА Arms «Калашников» писал не раз (№ 9/2008; № 2/2010 и др.), а модель Neo 12 R - самозарядное ружьё с автоматикой, работающей от энергии отдачи всего оружия и с затвором инерционного типа, впервые была показана на семинаре оружейников петербургской фирмы «Левша» летом 2009-го, где с успехом прошла стрелковое тестирование с использованием патронов с различными навесками снарядов дроби, показала высокую надёжность функционирования и отличную эргономичность. Именно тогда стали очевидными современные тенденции преимущественного развития и распространения самозарядных ружей с инерционным типом автоматики, а компания АТА Arms со своим ружьём Neo 12 R полноправно вошла в ряд известных производителей «инерционников» вместе с Benelli, Beretta, Franchi, Stoeger, Breda, Marocchi, Pietta и Caesar Guerini. Затем наш главный редактор Михаил Дегтярёв не раз побывал на нескольких оружейных заводах Турции, в том числе и АТА Arms, этими ружьями обзавелись наши знакомые и друзья, а также родственники, мы их познали на охоте и изредка на стенде. Но случай с клубным ружьём - особый: если допустить, что активный охотник из своего ружья на охоте производит в год примерно около 500 выстрелов, это может оказаться ежедневной нагрузкой клубного ружья. И всё же АТА Arms не побоялась отдать это в общем-то бюджетное по цене ружьё на такие испытания.
В результате довольно жёсткой эксплуатации на курке появился едва заметный и не мешающий работе УСМ наклёп, а на толкателе боевой пружины лишь потёрлось защитное покрытие.
И вот, 24 июля созвонившись с руководством ПСК «Северянин», мы вместе с Михаилом Дегтярёвым прибыли на стенд для осмотра этого клубного ружья и его стрелкового тестирования с использованием обычных спортивных патронов с навеской 24 г дроби № 7,5. Им оказалось ружьё с номером 13/D 15213, 2013 года выпуска, модель Neo 12 R с ложей из чёрного пластика, в калибре 12/76, со стволом длиной 760 мм и диаметром канала 18,4 мм. Сверловка ствола стандартная, с коротким переходным конусом и пятью сменными дульными насадками. Канал ствола и патронник хромированы. В устройстве этого ружья многое напоминает Benelli Montefeltro, от ударно-спускового и подающего механизмов до затворной группы и запирания ствола двумя боевыми выступами поворотного затвора на упоры ствольной муфты. Но также почти везде видны и отличия, а местами и собственные технические решения, оптимизирующие как технологический процесс изготовления ружья, таки работу его механизмов. Возвратный механизм классический, расположен в прикладе. В целом ружьё выполнено аккуратно, без видимых изъянов, лёгкое и хорошо управляемое при стрельбе.
На поверхности копирного паза затворной рамы едва заметна наметившаяся деформация, образующаяся в результате удара ведущего элемента затвора. Для колоссального в отношении охотничьего ружья настрела такой износ можно считать несущественным.
По записям журнала выдачи оружия и рассказам инструкторов клуба, нам удалось выяснить следующие «вехи» из жизни этого ружья. Ружьё находится в эксплуатации с апреля 2013 г. по настоящее время. За этот период оно 103 раза выдавалось для проведения индивидуальных учеб-но-тренировочных стрельб, 21 раз участвовало в показательных стрельбах и клубных соревнованиях различного масштаба, других корпоративных стрельбах. За это время, по уточнённым подсчётам, из ружья было произведено от 8500 до 10000 выстрелов, без единой технической поломки, требующей ремонта. На стрельбах в основном использовались различные спортивные патроны отечественных производителей, в большей части с массой снаряда 28 г и в меньшей - 24 г. В целях тестирования дробовых охотничьих патронов эпизодически из ружья проводились стрельбы с использованием патронов с навесками снарядов от 32 до 53 г.
Удалось также выяснить, что уход за ружьём часто осуществлялся поверхностно в прямом смысле, чистке и смазке подвергался только канал ствола и то без отделения сменного дульного насадка и чистки его посадочного места. Насадок mod. (три риски), по-видимому, некоторое время эксплуатировался при ослабленном крепеже, между ним и резьбовой частью ствола скапливался пороховой нагар и попадала влага, отчего наружные стенки насадка потеряли блеск, на нём видны следы оржавления. Более глубокой чистке, по сведениям сотрудников клуба, ружьё подвергалось тогда, когда оно «начинало давать задержки при пере-заряжании патронов с навеской дроби 24 г».
На спусковом крючке с обоих сторон появились потёртости - «на скорость» этот факт, как говорится, не влияет.
Хвостовик ствола выглядит как новый.
За всю историю ружья ударник из затворной рамы ружья нами был извлечён впервые, о чём свидетельствует однообразный характер соприкосновения выступа ударника и замыкающего штифта.
При разборке ружья с целью осмотра, оценки технического состояния и степени износа деталей, частей и механизмов, было выявлено следующее. Как ни странно, но ударно-спусковой механизм, похоже, мы извлекли впервые за всё время пользования ружьём, как, кстати, и затворную раму с затвором. Их «чистка и смазка» вероятнее всего состояла в обработке спреем ружейного масла и протирании снаружи мягкой ветошью. Об этом свидетельствует как состояние посадочных мест УСМ и крепежа, так и лёгкие потёртости металла на поверхности фиксатора ударника, например, в одном и том же месте. При отделении затворной рамы с затвором и их разборке-сборке фиксатор ударника произвольно устанавливается в различных положениях в отношении своей продольной оси. Его потёртость в одном и том же месте в этом случае не появляется. Лёгкие потёртости на поверхности металла обнаружены на основании спускового крючка (с обеих сторон), на рабочей поверхности курка и на дальнем конце рукоятки затвора. Следы приработки найдены на переднем участке копирного паза затворной рамы и на внутренних продольных пазах ствольной коробки, по которым перемещается затворная рама.
Трудно поверить - но это все обнаруженные нами следы работы механизмов ружья при таком его настреле. В этом, надо полагать, «повинна» также и сама система ружья с инерционным затвором -механизмы при стрельбе почти не загрязняются пороховым нагаром и сажей, характерными для газоотводных систем. Говоря же вообще об объёмах настрела инерционных самозарядок, мне вспоминаются два ружья с настрелом по 150000 выстрелов, хранящиеся в оружейном музее Benelli. По рассказу сотрудника музея, в этих ружьях один раз меняли пружину затвора - больше нечему ломаться.
Набор дульных насадков из комплекта АТА Армс НЕО 12. Слева почерневший в ходе эксплуатации без должной затяжки чок, переживший весь полутора годовой настрел вместе с ружьём.
После осмотра ружьё нами было вычищено, смазано и подготовлено к стрельбе. После небольшого перерыва мы направились на стендовую площадку. В окрестностях Петербурга стояла жара, и даже лёгкие дуновения ветра мало спасали людей от перегрева. Каково же было стволу, нагреваемому с обеих сторон - с внутренней и наружной. Стенд готовился к приёму гостей - Кубка России по стортингу (дуплеты), и оставалась только одна площадка с полётами «попроще» - шестая. Мы в удовольствие приняли по серии мишеней и убедились - это клубное ружьё продолжает находиться в расцвете сил. А ведь те же 10000 выстрелов легко можно приравнять к 20 годам активной охотничьей стрельбы. Год - за двадцать!
А в заключение - краткое резюме. Первое: позиция клубного ружья - хороший экзамен для проверки разносторонней «прочности» ружья, особенно самозарядного. Второе: любое ружьё, личное или клубное, заслуживает соответствующего ухода, качественной чистки и смазки после каждого его использования. Это наша, стрелков, охотников и инструкторов, основательная обязанность. И третье - ружья компании АТА Arms, уже широко представленные на российском рынке, являют собой качественные, надёжные изделия бюджетной ценовой категории. До новых встреч.
Источник: kalashnikov.ru
Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.
Комментарии ()